Замена тормозных колодок своими руками: Подробный гид для автовладельцев
Оглавление
- Введение
- Признаки износа тормозных колодок
- Необходимые инструменты и материалы
- Пошаговая инструкция по замене
- Важные нюансы и советы
- Заключение
Введение
Замена тормозных колодок — одна из самых частых и критически важных процедур технического обслуживания автомобиля. От состояния тормозов зависит ваша безопасность и безопасность других участников движения. Многие автовладельцы обращаются в сервис, однако эту работу можно выполнить самостоятельно, сэкономив деньги и получив бесценный опыт. Данное руководство поможет вам сделать все правильно и безопасно.
К оглавлению
Признаки износа тормозных колодок
Своевременное определение износа поможет избежать повреждения тормозных дисков и дорогостоящего ремонта. Основные признаки:
- Скрежет или визг при торможении: Часто это звук специального индикатора (металлической пластины), который сигнализирует о критическом износе.
- Увеличение тормозного пути: Автомобиль останавливается медленнее, чем раньше.
- Биение или вибрация на руле/педали тормоза: Может говорить о неравномерном износе колодок или деформации дисков.
- Увод автомобиля в сторону при торможении: Часто вызван разной степенью износа колодок на правых и левых колесах.
- Загорание лампочки на панели приборов (на некоторых моделях авто).
- Визуальный износ: Толщина фрикционной накладки менее 3-4 мм.
К оглавлению
Необходимые инструменты и материалы
Прежде чем начать, подготовьте всё необходимое:
- Новые тормозные колодки (передние и/или задние).
- Домкрат и страховочные подставки (НИКОГДА не работайте под автомобилем, поднятым только на домкрате!).
- Баллонный ключ.
- Набор гаечных ключей и головок (чаще всего нужны на 13, 14, 17, 19).
- Монтировка или лом для отжатия поршня суппорта.
- Специальные скобы или струбцина для отжатия поршня (опционально, но удобно).
- Тормозная жидкость (для прокачки системы, если это потребуется).
- Проволочная вешалка или крюк для подвешивания суппорта.
- Средство для очистки тормозов (НЕ используйте WD-40!).
- Медная смазка для обработки направляющих и тыльной стороны колодок.
К оглавлению
Пошаговая инструкция по замене
Шаг 1: Подготовка автомобиля
- Поставьте автомобиль на ровную твердую поверхность и зафиксируйте его ручным тормозом.
- Под колеса, которые не будут сниматься, установите противооткатные упоры.
- Ослабьте болты крепления колеса на том мосту, с которым работаете, но не откручивайте до конца. Сделать это нужно, пока автомобиль стоит на земле.
Шаг 2: Снятие колеса и суппорта
- Поднимите автомобиль с помощью домкрата в предусмотренных для этого точках.
- Надежно установите страховочные подставки под порог или силовые элементы кузова.
- Снимите колесо полностью.
Шаг 3: Демонтаж старых колодок
- Найдите тормозной суппорт. Он крепится к поворотному кулаку на одном или двух направляющих болтах.
- Аккуратно открутите эти болы. Иногда может потребоваться шестигранный ключ.
- Снимите суппорт, но НЕ отсоединяйте тормозной шланг! Аккуратно подвесьте его на проволоку, чтобы не повредить шланг.
- Достаньте старые тормозные колодки из скобы.
Шаг 4: Подготовка к установке новых колодок
- Отожмите поршень тормозного суппорта. Для этого используйте монтировку или струбцину. Поршень нужно утопить до упора в цилиндр. Предварительно откройте крышку бачка с тормозной жидкостью и уберите немного жидкости, так как ее уровень поднимется.
- Очистите суппорт и скобу от грязи и ржавчины с помощью специального очистителя.
- Осмотрите тормозной диск на предмет глубоких борозд и трещин.
Шаг 5: Установка новых колодок
- Нанесите тонкий слой медной смазки на тыльную сторону новых колодок (не на фрикционную часть!) и на направляющие пальцы суппорта.
- Установите новые колодки в скобу суппорта.
- Наденьте суппорт на тормозной диск и закрепите его направляющими болтами с рекомендованным моментом затяжки.
Шаг 6: Завершение работ
- Установите колесо на место и слегка затяните болты.
- Осторожно опустите автомобиль на землю с помощью домкрата.
- Окончательно затяните болты крепления колеса с правильным моментом в диагональной последовательности.
- Прокачайте тормозную систему, если при отжатии поршня вы заметили, что педаль тормоза стала слишком мягкой.
К оглавлению
Важные нюансы и советы
- Меняйте колодки на обеих сторонах оси одновременно! Нельзя менять колодки только с одной стороны.
- После заменки обязательно сделайте "обкатку". Первые 200-300 км избегайте резких и агрессивных торможений, чтобы колодки и диски притерлись друг к другу.
- Не трогайте фрикционную поверхность колодок и дисков голыми руками. Жировые следы могут ухудшить эффективность торможения.
- Утилизируйте старые колодки правильно. Они содержат асбест и тяжелые металлы.
К оглавлению
Заключение
Самостоятельная замена тормозных колодок — это отличный способ сэкономить на услугах автосервиса и лучше понять устройство своего автомобиля. Если вы будете следовать этому руководству, действовать аккуратно и не торопясь, вы сможете выполнить эту работу качественно и безопасно. Помните: если вы не уверены в своих силах, всегда лучше доверить эту важную задачу профессионалам.
К оглавлению